Согласно ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) одним из принципов, на которых строится контрактная система в сфере закупок, является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок: при планировании и осуществлении закупок требуется исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, необходимо не просто осуществить закупку (провести процедуру конкурентным или неконкурентным способом, заключить контракт, осуществить приемку товаров, работ, услуг и их оплату), а добиться определенных целей (ст. 13 Закона о контрактной системе), в том числе по эффективному и рациональному использованию денежных средств, так как ст. 12 Закона о контрактной системе установлено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, законодатель предусматривает повышенную ответственность не только со стороны заказчика, но и со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о чем свидетельствует ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе: в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Части 5, 6, 7, 8, 9 ст. 34 Закона о контрактной системе определяются условия и порядок начисления штрафных санкций.
При этом следует отметить следующие особенности:
Обратите внимание также на рекомендации Института госзакупок («Вестник Института госзакупок», № 5, январь 2015 года; С. 10 - 11) и мнение ФАС России «О включении в контракт условий об уплате неустойки (штрафа, пени), а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта».
Контрольные органы обращают внимание, что часто встречающимся нарушением требований Закона о контрактной системе является несоответствие подлежащих взысканию с заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) штрафных санкций, предусмотренных в проекте контракта в составе документации, требованиям частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Обращая внимание на часть 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренного контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом в тексте отсутствует слово «вправе», следовательно, при наступлении событий по просрочке поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, заказчик обязан направить такому поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при наступлении событий по просрочке поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, либо при ненадлежащем его исполнении, заказчик обязан взыскивать неустойку. В случае взыскания пени по просрочке исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумму пени необходимо рассчитывать от суммы неисполненных в срок обязательств (ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе). Подтверждением данных слов является Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 5467/14: начисление неустойки на общую сумму государственного контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренного пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом, также превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Обратите внимание на особые случаи, которые устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2015 г. № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (данное постановление действует с 18 марта 2015 г. до «01» января 2016 г.), а также на обзор, представленный в журнале «Аукционный Вестник» (№ 232, пятница, 13 марта 2015 г.; С. 1)
Номер редакции статьи: 4 от 28.04.2015 г.