Одним из принципов Федерального закона Российской Федерации от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) является обеспечение конкуренции (ст. 8 Закона о контрактной системе), а именно: создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок; конкуренция должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; также Законом о контрактной системе запрещается совершать действия или бездействия, которые приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок. Это можно считать первой частью доказательства, что включение в одну закупку лотов технически, технологически и/или функционально не связанных между собой противоправно.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции): при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Часть 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции сообщает, о том, что запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Часть 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции гласит, что нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Часть 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции сообщает, что положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Таким образом, второй частью доказательства о противоправности включения в одну закупку лотов технически, технологически и/или функционально не связанных между собой будет являться статья 17 Закона о защите конкуренции.
Часть 4.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях гласит: включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг технологически и функционально не связанных между собой влечет наложение административного штрафа.
Это будет третьей частью доказательства о противоправности включения в одну закупку лотов технически, технологически и/или функционально не связанных между собой.
Следовательно, включение в одну закупку лотов технически, технологически и/или функционально не связанных между собой противоправно. Об этом также свидетельствует практика, например:
Заказчикам не следует опираться на то, что характеристика «технически, технологически и/или функционально не связанных между собой» является оценочной категорией и для одного лица два предмета (например, стол и стул) будут связанными между собой, а для другого – нет. Также не следует делать упор на ч. 6 ст. 25 Закона о контрактной системе: при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, и при этом участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота, и в отношении каждого лота заключается отдельный контракт, хотя в этом случае участник закупки может принимать участие только в тех лотах, которые ему интересны, одновременно игнорируя иные лоты. Тем не менее принципы контрактной системы (ст. 8 Закона о контрактной системе), Закон о защите конкуренции и Кодекс об административных правонарушениях однозначно запрещает включать в одну закупку лоты технически, технологически и/или функционально не связанные между собой, несмотря на достаточно интересный комментарий ФАС России: закупка одним лотом различных продуктов питания, в частности, молочных, мясных, бакалейных может привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции; но вместе с тем, в целях недопущения ограничения количества участников закупки, а также эффективного расходования бюджетных средств вопрос о формировании предмета закупки необходимо решать в каждом конкретном случае.
Номер редакции статьи: 2 от 13.03.2015 г.