Сайт Ивана Чередниченко: Что делать если поставщик предоставил обеспечение контракта не в полном объеме?

Статья 96 Федеральный закон Российской Федерации от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) регулирует правила обеспечения исполнения контракта: в каких случаях оно должно быть установлено (ч. 1, 2 ст. 96 Закона), а в каких - нет (ч. 8 ст. 96 Закона).

Согласно п. 7, п. 8 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок прмиеним в соответствии с Законом) и размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установка требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Закона.

Статья 44 Закона определяет условия обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов.

Согласно ст. 45 Закона заказчику разрешается принимать в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов банковские гарантии, выданные банками, включенный в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Согласно ч. 3 ст. 70 Закона победитель, получив проект контракта без подписи заказчика, размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Согласно ч. 8 ст. 70 Закона контракт считается заключеннным с момент размещения в единой информационной системе, предусмотренного частью 7 ст. 70 Закона, подписанного заказчиком контракта. Подписание заказчиком контракта происходит только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта, и согласно ч. 5 ст. 96 Закона в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта, что может привести к включению участника в реестр недобросовестных поставщиков (победитель не направил подписанный сертификатом усиленной электронной подписи проект контракта и необходимый документ об обеспечении исполнения контракта или победитель прикрепил на площадке платежное поручение, но на счет, на дату подписания контракта заказчиком, они не поступили («Вестник Института госзакупок», № 3, ноябрь 2014; С. 9 - 10)).

Можно сделать вывод о том, что заключать контракт можно только убедившись в том, что денежные средства действительно поступили на счет, указанный для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что заключать контракт при отсутствии обеспечения контракта (если законом и/или документацией о закупке установлено такое требование), а также при предоставлении победителем обеспечения контракта не в полном объеме (например, при наступлении событий, предусмотренных статьей 37 Закона) - не правомерно. Об этом также свидетельствует ч. 4 ст. 96 Закона: контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.

Такое действие вероятно приведет к административному штрафу по ст. 7.32 (заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также изменение условий контракта) или по ч. 4 ст. 7.30 (установление требований к размеру и способам обеспечения контракта, не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) Кодекса об административных правонарушениях.

Также в данном случае очевидно, что одному участнику закупки созданы более преимущественные условия, по сравнению с остальными участниками такой закупки, ведь в случае заключения контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта, такой победитель не тратит свои ресурсы на банковскую гарантию или финансы, которые в ином случае «замораживались» бы на счете заказчика на весь срок действия контракта (очевидно это здесь будет нарушением принципа обеспечения конкуренции, то есть ст. 8 Закона).

Номер редакции статьи: 4 от 28.04.2015 г.