Согласно п. 2 ч. 3 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), в отношении каждой закупки в план-график включается информация о планируемых сроках, периодичности поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Таким образом, законодатель подразумевает возможность того, что заказчик должен заблаговременно, еще на этапе планирования закупок (на этапе составления плана-графика, плана закупок), рассчитать сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также срок исполнения обязательств по контракту, а именно: как обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), так и обязательств заказчика (принять и оплатить товар, работу, услугу согласно ч. 13 ст. 34 Закона). Согласно ч. 11 ст. 21 Закона, закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21 Закона вступает в силу с 01 января 2016 года).
Согласно п. 2 ст. 42 Закона, извещение об осуществлении закупки должно содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг. А в случае, установленном ч. 12 ст. 34 Закона, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке.
Из этого следует, что в проекте контракта, который является неотъемлемой частью документации о закупке, должен быть указан срок поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, то есть еще до того, как определен непосредственно поставщик (подрядчик, исполнитель).
Законодатель также предусмотрел ответственность как со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), так и со стороны заказчика, в том числе и за нарушение сроков исполнения контракта, согласно ч. 4, 5, 6, 7, 8 ст. 34 Закона.
Также Закон не предусматривает при заключении и исполнении контракта изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона.
На основе вышеизложенного, все исчерпывающие случаи возможности изменения условий контракта обговариваются в ст. 95 Закона, среди которых нет случая продления срока исполнения контракта (аналогичного мнения придерживается Государственная инспекция по контролю в сфере закупок Камчатского края).
Практика Управления Федеральной антимонопольной службы по Белогородской области:
Также считаю, что продление срока исполнения контракта является нарушением п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как такое решение способно привести к созданию преимущественных условий для участника закупок, с которым заключен контракт, по отношению к остальным участникам, которые подавали и/или не подавали заявки на участие в этой закупке в соответствии со сроком исполнения контракта, указанным в документации о закупке.
Единственным исключением из общего правила является случай, предусмотренный ч. 7 ст. 106 Закона, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контрольным органом в сфере закупок, контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
Также сообщаю, что изменение срока исполнения контракта предусматривает ответственность, установленную ч. 4, ч. 5 ст. 7.32 Кодекса об административных правонарушениях (установка новых сроков поставки товара привела к наложению административного штрафа директору заказчика в размере 20 тысяч рублей).
Таким образом, в случае невозможности исполнения обязательств, предусмотренных по контракту, в срок, установленный контрактом, как заказчиком, так и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо не продлевать срок исполнения контракта, а расчитывать пени по просрочке исполнения обязательств по контракту, порядок расчетов которой утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
Номер редакции статьи: 4 от 28.04.2015 г.